"Crede ut intelligas, intellege ut credas"
Святой Августин.


"Верь чтобы понимать, понимай, чтобы верить".
В этом для меня наверное заключается все несовершенство, вся бессмысленность и какая-то... удивительная жалкость, что ли, веры в исполнении большинства людей. Для чего вы верите? Вот хороший вопрос. Для того чтобы попасть в рай, для того чтобы молиться о своем здоровье, о здоровье близких, для того чтобы два раза в год печь куличи?
Как-то один наш знакомый пообещал мирозданию стать верующим, чтобы беды обошли его стороной. Он читает молитвы, он заставил всю семью выучить их, он соблюдает посты, он посещает службы. Но вот в чем вопрос - читал ли он Августина?
И это, черт возьми, вопрос более чем серьезный.
Нет, я не говорю уже о Евангелии, его, наверное, читали многие. Я говорю об Августине и Фоме Аквинском. И о том, могу ли я, может ли вообще кто-то называть себя христианином, если он не понимает. Ведь верят не ради благ. Это христианство, христианство, которое говорит тебе - отрекись от всего. Отрекись от себя. Какие блага? Какое здоровье ближних? Чистое самоотречение. Верить ради понимания. И обязательное условие - чтобы верить ты должен понимать. Иначе не бывает, не может и не должно быть.
В этом для меня не только христианство, но и буддизм. В этом для меня вообще любая религия. И потому, если вы спросите меня,
во что я верю... Мне будет сложно ответить на этот вопрос, потому что за им сразу же стоит другой - а что я понимаю?

И вот перед стеной этого вопроса я замираю почти в ужасе. Правда - что я понимаю? Некоторые язычества, совсем отчасти. Кое-что в японской культуре. Возможно кое-что в языках и совсем немного - в литературе.
Вот я и верю в языческих богов, могущество слов и литературу. Я искренне верю только в то, что понимаю. Но если бы я не хотела в это верить, понимание бы не пришло ко мне. Ибо только желающий это понимание обрести - обретет.
И отчетливо я осознаю только одно - я не доросла до христианства. И до буддизма. Я вообще до монобожественных религий не доросла еще совсем и не факт, откровенно говоря, что когда-нибудь смогу. Или что когда-нибудь мне это будет нужно.

А пока я ощущаю большую дыру в голове от одного элементарного осознания.
Я не читала Августина.
И Платона я, в общем, тоже не читала.

О чем тут вообще в таком случае можно разговаривать, честное слово?