Раз уж выдался свободный вечер и я прописываю иероглифы под изумительную канадскую группу Leahy, напишу ка я постик.
Все помнят, что больше месяца назад я начала немножко преподавать японский для совсем начинающих. Изначально было у меня пять учеников (из предполагаемых восьми), из которых сейчас осталось четверо, из которых стабильны во времени занятий и прочем - двое. Остальные нестабильны по уважительным причинам, но это, будем надеяться, пройдет. Плюс вот недавно пришла новая ученица.
Что меня очень радует и чего я совсем не ожидала - людей с установками "учитель выучит все сам", "Япония - это анимэ" и тому подобными у меня нет. А это, хочу сказать, довольно большая редкость.
Чего я также не ожидала - своих пробелов в неиспользуемых знаниях. То есть я имею ввиду, что когда преподаешь и твои ученики задают тебе каверзные вопросы, ты понимаешь - может это и не так важно в повседневном использовании языка, но ты этого не знаешь. И это - не есть хорошо.
Третье - ожидаемое скорее - японская грамматика очень проста и логична, что делает ее не слишком удобной для преподавания. То есть в теории той же Кеттэ (хотя она таки очень быстро соображает) я способна объяснить за урок очень много грамматики. Она ее даже поймет. Но вот не намешать это все в кашу - моя задача, а мне пока очень трудно определять границы. И так же трудно отходить от учебников в плане заданий.
Четвертое - я, кажется, не самый паршивый преподаватель. Ученики у меня, конечно, золотые (ученики, вы этого не видели, не зазнавайтесь и учите хирагану/катакану/грамматику), но и я, видимо, не совсем бездарен.
Пятое - у всех очень свое восприятие. То есть то, что я одной ученице объясняла битый час, для другой понятно на каком-то интуитивном уровне. И наоборот. А уж откуда лезут ошибки - я таких вещей и вовсе не ожидала.
Все это в совокупности и по отдельности, как и сказала Наталья сэнсэй, в своем роде абсолютно невероятный опыт. Опыт в изучении языка, в общении с людьми, в использовании языка так же.
Мне нравится преподавать. Вопрос не в деньгах и не в опыте уже, а в том, что мне действительно нравится. Особенно - индивидуальные уроки. Мне нравятся мои ученики, мой предмет, место, в конце концов, где я занимаюсь.
Хотя пока я, конечно, только тихонько тыкаю во все это палочкой.
И да - важно вырастающее во мне чувство ответственности за людей, которых я учу.