Предпраздничная восьми-мартовская истерия лично для меня плоха вот чем - она не просто засирает людям мозги всякими вещами типа «99 процентов женщин хотят на восьмое марта украшения и бытовую технику», пожеланиями ЖЕНСКОГО счастья (смотрю на женщин вокруг меня и гадаю - что же это за счастье такое, одно на всех), красоты и улыбок.

Мой вк и инстач ломятся от рекламы - намекни ЕМУ, что хочешь мишку из цветов, косметики ведро, сумочку, духи. Я не хочу ничего из этого. Хочу купить себе стрэпы, пройти курс первой помощи в красном кресте и денег на реабилитацию колена, которая стоит как крыло от боинга.

Эта реклама заставляет меня вот что - злиться, раздражаться и забывать о том, про что на самом деле этот праздник, и почему и с чем 8 марта я буду всех поздравлять. Забывать про то, что это - мой праздник, и это - самое ужасное.

Напоминает об этом неизменно лента инстача. Пока Захра Лари в Красноярске прыгает тройной аксель в спортивном хиджабе (первая фигуристка из ОАЭ на универсиаде), @kate_sweeney выкладывает свои фото, @camcountry и @amandapalmer колесят по миру со своими выступлениями, Никонова пишет про интерсекциональный феминизм, @bodyposipanda пишет свою колонку, а @liakimhappy танцует и учит других танцевать, я захожу в инстаграм и вспоминаю, восьмое марта - это мой праздник, даже если у меня хотят его забрать. Потому что на первом фото в моей ленте одна великолепная женщина ведет конференцию, а на следующем фото другая - тягает штангу.

Восьмое марта для меня - праздник про выбор. Как и феминизм для меня - история про выбор. Про то, что женщина может быть матерью, президентом, пожарным, военным, швеей, поваром, домохозяйкой, учительницей, блоггером и тренером по тяжелой атлетике.
И если технически у нас с этим все уже гораздо лучше чем сотню лет назад (и за это большое спасибо всем женщинам, который стояли на этом месте до нас), то нам все еще есть про что писать и над чем работать.
Писать про изнасилования, бороться с женским обрезанием (например публично призывать ответственности клиники, которые это предлагают) и сексуальным рабством. Стоять за право репродуктивного выбора.
Делать все, чтобы в школе и университете девочки больше не слышали "это мужская профессия, а вам образование нужно чтобы выйти замуж."

Чтобы, когда у меня будут дети, они росли в мире полном возможностей, и чтобы им никто не говорил, кем они могут и не могут стать.
Чтобы женщины без детей или партнера не чувствовали себя менее женственными.

В школе мне говорили "девочкам нужно больше учиться, потому что мальчики от природы умные и талантливые, а вы нет". В спорте мне всегда говорили "женский спорт хуже и слабее мужского". В университете мне говорили "журналистика - не женская профессия." А уж сколько всего мне говорили (а сколько наоборот - не говорили) про секс и отношения - мне даже не посчитать.
"Ты никогда не будешь счастлива пока не родишь"
"Не спорь с мужем, он знает лучше"
"Ищи компанию с выгодным декретом"
"Ну и что, что он тебя за жопу пощупал, радовалась бы"
"Потолстеешь и тебя никто никогда не будет любить"

Сегодня мне говорят "вы уже всего добились, у вас уже есть выбор."
А я все еще считаю, что "выбор" и "право" - это сложные и многоуровневые конструкции, которые не только про "разрешено." Они еще и про то, что право и выбор должны быть укоренены в конституции, законодательстве, сознании, менталитете. Никогда не будет так, чтобы у всех были равные исходные данные - мы из разных семей, с разным достатком, с разной внешностью, с разными целями. Но это не значит, что нельзя сделать ничего, чтобы стало лучше.

Никонова, Винтовкина, Мэган каждый день повторяют в ответ на вопросы читателей - "вы можете", "вы имеете право" для того чтобы выбор и право закрепились на подкорке. И чтобы в тот момент, когда оно понадобится, не возникало сомнений. Сомнений в иногда базовых вещах "имею ли я право сказать нет/дать отпор," "имею ли я право на равную зарплату," "имею ли я право на свое тело."

Есть кое что еще, что бесконечно радует меня в моей ленте и в моем окружении - uplifting. Недавно говорили про это в чатике, и там тоже чувствуют - количество поддержки, которое приходит к тебе из сообщества (особенно феминистического) - это источник энергии, который помогает тебе keep going даже когда совсем невыносимо.

(Комментарии под постом о смерти Элли Мэйдэй - отличное тому доказательство. Про то как тысячи людей писали про то, что ее слова, ее посты, ее деятельность как активистки изменила их жизнь и помогла в сложные времена). Когда я все это читаю, или когда я про это пишу, чувствую, что нет ничего невозможного. Еще, как бы это ни звучало, не смотря на все разногласия внутри движения, я чувствую вот что - сестринство. И это прекрасное чувство.

Восьмого марта, в общем, готовлюсь праздновать вот что - свой репродуктивный выбор, свое образование, свою позицию начальника. Буду праздновать, что у меня сегодня (хотя бы формально) равные права. Вспоминать всех из нашего прошлого, кто боролся за это и благодарить тех, кто борется за это сейчас.
Буду хотеть большего. Секспросвета, репрезентации в искусстве, чтобы не запретили аборты, чтобы меньше было репродуктивного давления (короче, за все хорошее против всего плохого).

Буду с любовью смотреть на свою ленту в инстаграме, думать - какие же они потрясающие. Талантливые, умные, разные, сильные, красивые.
Буду праздновать, что я - женщина.
И вам тоже желаю <3